Муниципальное общеобразовательное учреждение

 

172530, Тверская область, г. Белый, ул. Кирова, д. 47

Телефон (факс): +7 (48250) 2-25-35

 

 

Главная / "Родителям" / Страничка педагога-психолога

Страничка педагога-психолога

 

Современное состояние общества, обусловлено ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе, в семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах развития. Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Применение научных достижений в психологии в практике народного образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебного - воспитательного процесса школы. Социально-политические и экономические преобразования во всех сторонах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился статус школы: из государственного учреждения школа стала общественно-государственной, отражающей интересы, как государства, так и общества и отдельной личности. Возможности и потребности личности школьника, желания и интересы родителей стали во многом определять образовательную политику в стране. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей, которые как бы присваивает ребенок; с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой среде, его эмоционального самоощущения в ней. Увеличение объема информации, развитие форм массовой культуры, рост темпов жизни, кризисные явления в обществе, природе, в семье также определяют необходимость психологической помощи и сопровождения человека на всех этапах его жизни.

Актуальность работы педагога-психолога с детьми разной возрастной категории обусловлена несколькими причинами. Во - первых, вхождение в этот период связано с возрастным кризисом, когда формируются качественно новые и закрепляются сформированные ранее индивидуальные особенности ребенка. Особенно необходима психологическая поддержка современным первоклассникам, которые начинают обучение с шести лет. Период младшего школьного возраста связан с переходом ребенка в новую социальную среду, что существенно влияет на формирование его психических процессов и межличностной сферы, а значит и на личность в целом. Во-вторых, приобретение учебных навыков оказывает влияние на развитие учебной компетентности ребенка и, следовательно, на успешность его последующего обучения. В – третьих, возрастной кризис, переживаемый подростками и старшими школьниками, приводит к нестабильности, разбалансированности эмоциональной сферы, что может вызвать нарушение и формирование личности. В – четвертых, формирование Я – концепция, самопознания и мировоззрения, которые имеют важное значение для всего последующего развития и становления ребенка как личности. В – пятых, одной из главных проблем учащихся средней школы является необходимость профессионального самоопределения, успешность которого оказывает влияние на физическое и психологическое состояние человека, на его личностный рост, его будущее. Направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в школах и других образовательных учреждениях много таких проблем, поэтому конкретная помощь детям, педагогам, родителям - существенная задача службы сегодняшнего дня, эти и многие задачи призваны решать школьные педагоги-психологи в процессе сопровождения.

 

 

 

 

 

 

Наверх страницы