Муниципальное общеобразовательное учреждение

 

172530, Тверская область, г. Белый, ул. Кирова, д. 47

Телефон (факс): +7 (48250) 2-25-35

 

 

Наставничество

 

Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях (далее - ОО) или со специалистами, назначенными на должность, по которой не имеют опыта работы.

Наставник - опытный педагог, обладающий высокими профессиональными знаниями в области методики преподавания.

Молодой специалист - начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ССУЗа или ВУЗа, но не имеющий опыта работы в образовательной организации. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по отдельному плану в течение 3 лет.

Наставничество в образовательной организации предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Оно призвано развивать у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики обучения и воспитания.

Правовой основой наставничества в ОО являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.

Цели и задачи наставничества

  1. Целью наставничества в ОО является оказание методической помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, а также формирование в образовательной организации кадрового потенциала.
  2. Основные задачи наставничества:
  • адаптация в коллективе, освоение лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению своих обязанностей;
  • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление молодых педагогов в ОО;
  • ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • содействие выработке навыков профессионального поведения педагогов, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам;
  • оказание моральной и психологической поддержи молодым педагогам в преодолении профессиональных трудностей при выполнении должностных обязанностей.

Организационные основы наставничества

  1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя ОО при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста. Наставник прикрепляется к молодому специалисту сроком на 3 года.
  2. Руководством деятельностью наставника осуществляют заместители руководителей образовательной организации.
  3. Заместитель руководителя образовательной организации подбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе в ОО, стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.

Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.

Кандидатуры наставников утверждаются на заседании Методического совета ОО.

Наставничество устанавливается над следующими категориями специалистов ОО:

  • впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности;
  • выпускниками средних и высших специальных учебных заведений; выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений и не имеющих трудового стажа педагогической деятельности;
  • педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе.

Замена наставника производится приказом руководителя ОО в случаях:

  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу подшефного или наставника;
  • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
  • психологической несовместимости наставника и подшефного.

Показателем оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.

Обязанности наставника

Наставник обязан:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • сопровождать педагога при реализации индивидуального ­образовательного маршрута;
  • знакомить молодого специалиста с ОО, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений, ее традициями - вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
  • проводить необходимое обучение;
  • контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
  • давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
  • контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
  • оказывать индивидуальную помощь в овладении профессией, приемами и способами проведения занятий и внеклассных мероприятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в ОО, привлекать к общественной жизни коллектива, содействовать развитию общей культуры и кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Права наставника

  1. С согласия заместителя руководителя по УВР (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы.
  2. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме.

Обязанности молодого специалиста

В период наставничества молодой специалист обязан:

  • изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • реализовывать индивидуально-образовательный маршрут;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  • совершенствовать свой культурный и общеобразовательный уровень;
  • периодически отчитываться перед наставником и руководителем методического объединения.

Права молодого специалиста

Молодой специалист имеет право:

  • вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
  • защищать профессиональную честь и достоинство;
  • посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью;
  • знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
  • повышать квалификацию удобным для него способом;
  • защищать свои интересы самостоятельно или через представителя.

Руководство работой наставника

Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе.

Заместитель руководителя обязан:

  • представить назначенного молодого специалиста педагогам 00, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
  • посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
  • организовать обучение наставников формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии,
  • оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
  • изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
  • определить меры поощрения наставников.

Документы, регламентирующие наставничество

К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • настоящее Положение;
  • дорожная карта мероприятий по внедрению краевой модели наставничества в образовательных учреждениях Боготольского района;
  • приказ руководителя ОО  об организации наставничества;
  • протоколы заседаний педагогических советов, методических объединений, методических советов на которых рассматривались вопросы наставничества;
  • методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;
  • планы работы методического совета, методических объединений;
  • протокол заседаний методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.

Стимулирование наставников

  • Поощрение грамотами, благодарностями;
  • популяризация роли наставника среди образовательных организаций;
  • размещение информации о внедрении программы наставничества, о ее результатах, успешный опыт взаимодействия наставника и наставляемого на сайтах У О и ОО;
  • -образовательное стимулирование (привлечение к участию в образовательных программах, семинарах, тренингах и иных мероприятиях подобного рода);
  • иные преимущества, предусмотренные в организации, в которой работает наставник;
  • материальная мотивация, которая может быть связана с результатами наставляемых.
 

Документы

 

 

 

Наставничество


Наверх страницы